Андрей Волков

25 - 29 июля 1996 г.
25 июля у нас была неудачная попытка выйти на гору. Проснулись утром, ввосьмером (группа Досаева и Душарина) пошли. Был снегопад. Вроде было уже очевидно, что ничего не выйдет. Но за два часа при свете фонариков по морене мы дошли до веревок, мокрые насквозь. В общем, все повернули назад. Я не думаю, что кто-нибудь особенно стремился лезть в эту непогоду. Вернулись под ироничные шутки наших товарищей. Они, мягко говоря, называли нас чудаками, которые собирались лезть на гору в такую погоду. Но неожиданно закончился этот длинный период снегопадов. Выглянуло солнышко. И мы настроились на то, чтобы идти. Вышли в 3 часа ночи на следующий день. И едва рассвело, мы уже были под горой.

Дальше погода стала совсем хорошей. И мы 26 июля лезли около четырнадцати часов наверх. В общем, мы вышли в 2 часа ночи, в 6 часов вечера оказались в пещере, в лагере №2, вымотанные до незнамо как, до последних сил. Уже второй раз мы лезем до 6.500, и второй раз это требует каких-то героических усилий. Пещера оказалась не готовой для того, чтобы в ней ночевало восемь человек. В ней осталась ночевать четверка Досаева и я. Витька один остался в "Канченджанге", Колесниченко, а Иван и Сергей в "Салеву". Ночью был такой ветер и так валил снег, который на самом деле не идет, а переносится ветром, что их завалило окончательно и сломало стойки палатки. Витя тоже провел не самую шикарную ночь, мягко говоря, в "Канченджанге".

На следующий день, 27 июля, "Канченджангу" ребята сняли. Через день сняли еще и "Салеву". Ясно, что пещера - гораздо более комфортабельное жилье на таких высотах, чем любые другие палатки. В этот день мы проснулись с головной болью, естественно, как обычно. У Ильи прихватывает печень. И мы вышли втроем (Витя, я и Иван) сделать разведку. Нагрузились веревками и железом и ушли. Ушли мы часов в 11 и полезли по провешенным веревкам, по старым и по новым. Дошли мы, по нашим оценкам, до 7.100. Шлось с трудом. Виктор тропил. Молодец. А я шел еле-еле-еле. Мне было очень тяжело, хотя и груз был небольшой - рюкзак килограммов 12. Но дошли, слава тебе Господи. Спустился я уже без головной боли, с аппетитом. Ребята, группа Досаева, за это время вырыли нормальную пещеру уже на восемь человек.

Пришел Карлос. У них в экспедиции все разваливается. Там длинная история. Ее нужно будет обсудить отдельно. Он ночевал в пещере. Таким образом, он, по факту, перешел из их экспедиции в нашу. Надо сказать, что ему это решение дается очень непросто. Он очень сильно переживает. Я мысленно представляю себя на его месте и не знаю, решился бы я на такой шаг или нет. Желание зайти на гору, если не любой ценой, то какой-то другой, толкает на такие решительные вещи. Это была заброска 27-го числа.

28 июля мы вчетвером добрались до места, где собирались устанавливать третий лагерь. Шлось значительно легче, были старые следы. Мы дошли до 7.200 и решили остановиться, потому что к этому времени накопилось более чем двухчасовое отставание Ильи от основной группы. Поставили палатку очень хорошо, довольно комфортабельно в ней разместились, но ночь была почему-то все равно ужасной. Хотя был аппетит, все отлично. На 7.200 ветра сильного нет. Шикарный вид на Каракорум. Видно Нанга-Парбат. Это красиво очень. Появилась идея сделать экспедицию на Нанга-Парбат, тем более что ни одной российской экспедиции на Нанга-Парбат не было. Гора красивая. Подъезды к ней очень простые, говорят. Буквально два дня по автомобильной дороге до базового лагеря. Можно было бы все это осуществить.

Итак, 29 июля мы решили спускаться. Виктор примерно час провешивал веревки. Я спустился на 7.100, взял четыре веревки и поднялся наверх. Естественно, там уже была группа новосибирцев. Они вообще молодцы, встают все очень рано и работают в утренние часы, пусть в холодные, но зато у них большой кусок дня свободен. А мы как-то все время поздно начинаем, в 10-11 часов, и соответственно приходится вечером все устраивать. Надо сменить тактику. Есть идея выходить пораньше, часов в 11 вечера и ночью идти, чтобы достигать лагеря №2 часов в 12 дня, отдыхать нормально и быть готовым к следующему дню.

29-го мы спустились. Спускались тяжело. Во-первых, жарко, снег налипал, во-вторых, вымотались: все-таки эти веревки, утомительный спуск, хотя и достаточно быстрый. Спустились мы часам к 6 вечера. Почему-то созрела мысль уйти в "Китай", отдохнуть, хотя времени нет. Тем более, мой день рождения, и я как бы обязан быть.