Андрей Волков

19 - 22 июля 1996 г.
Сегодня 20 июля, время 20.05. Мы только что вчетвером спустились с маршрута. Выполняли вторую работу - ставили второй лагерь. 19-го рано утром, в 4.15, мы ушли и за 4 часа 45 минут, т.е. очень быстро, поднялись в первый лагерь, к 9 часам. Два часа там ели, пили, отдыхали, потом пошли наверх. У нас был такой план, такая задумка - попытаться подняться сразу во второй лагерь за один день. Она удалась. Но какой ценой? Очень дорогой. До первого лагеря поляков дошли очень быстро. Я дошел первым за час. Была такая даже небольшая эйфория от того, что очень хорошо идется. А вот потом начались большие проблемы. Снег раскис. Ориентация склона западная. Мы с гигантским трудом к половине 7-го вылезли на 6.500, на подушку. Я честно не могу припомнить такой тяжести в работе уже давно. Ну просто не могу припомнить. Максимум делаешь два-три шага. С одной стороны холодно, а с другой стороны жара. Пекло. Я на каждом "привале" засовывал голову в снег настолько, насколько мог просунуть. Это звучит дико, но так оно и было. Последние метров 30 мы шли минут 40. Темп необычайно аномальный.

Последние 40 минут у меня начало прихватывать сердце. Я очень испугался. Хотя рюкзаки, с моей точки зрения, были не очень тяжелые, килограммов по 17-18. Перед нами шли два итальянца. Они шли очень быстро, но потом застопорились. Потом очень долго топтал снег Иван, потом Виктор, а потом вышел вперед Карлос. Карлос на высоте 6.000 лучше всех себя чувствовал в этой тяжелой работе. Склон, я думаю, градусов 35, т.е. достаточно серьезный для того, чтобы упасть и улететь. Веревочки сопливые очень висят у итальянцев.

Придя, я быстренько выпил таблетку курантила и мономак - сердечное средство. Потом в 8 часов связался с Любой. Меня уже колотил озноб очень сильный. И Люба посоветовали классическую схему, естественно: преднизолон, фурасимид и еще панадол - жаропонижающее. Часа через два мне стало полегче. Я немного попил кисельку, есть ничего не мог Да, я забыл сказать, что меня рвало от любого глотка воды, но это обычный эффект горняшки, суровый, но обычный. Ночь была тяжелая. Я просыпался каждый час, разговаривал с Виктором. Часов с 4-х стала болеть голова. Наверное, закончилось действие таблеток. Утром я применил ту же самую схему, и мне было хорошо. Чувствовалось по Ивану, по Виктору, что им тоже не сладко. Они там чего-то делали, пытались кипятить чай. Все это замедленно. Часа за два мы приготовили кисельку. Киселек отличный получился. И даже сварили рис. Испытали заодно автоклав.

Что мы сделали? Мы втроем вырезали пилой и ледорубом очень большую площадку, справа ограниченную скалой по ходу гребня, а слева заглубились, получилось довольно хорошо. Были "любаня и дюбаня" на тему, оставаться ли еще на одну ночь и попытаться вырыть пещеру, но как-то энтузиазма большого не было и решили спускаться. Часа за полтора мы всю нашу работу сделали и потом с 12 до 13 долго готовили чего-то попить и немножко перекусить. Потом начали спускаться, примерно в 13.15. Спустились мы очень быстро, за три с небольшим часа проехали от второго лагеря до низа. И потом долго шли по морене, часа два. Очень тяжело. Чувствовалось, сил никаких не было. Что мы съели за два дня? 150 граммов риса, маленькую рыбку, киселя две пачки. В общем, конечно, на износ. Дошли полуживые. Хотя, я считаю, что свою задачу мы выполнили, были даже в графике работы. 20-го числа мы установили второй лагерь, установили хорошо. Все идет пока по плану.

Сегодня новосибирцы, по нашей рекомендации, вышли вечером, чтобы переночевать в первом лагере, потом двигать на второй. И завтра Сергей Пензов и северодвинские уходят тоже в первый лагерь и подниматься будут во второй. Поляки работают, но нельзя сказать, что очень быстро. Хотя очень сложно судить. По-моему, они крепкие ребята, и все у них нормально получается.

Завтра мы будем спускаться в пакистанский лагерь за грузом. Это сейчас воспринимается как отдых. Приятное событие. Все-таки сбросим 300-400 метров, а там гораздо теплее, как все говорят. У меня сильный кашель. Не знаю, что с ним делать. Он является причиной моих проблем, которые у меня возникают. Пожалуй, все. Может быть, завтра еще что-нибудь запишу. Сегодня 20 июля, 20.14. Пока.

Вчера, 21 июля, был день отдыха, день спуска. Очень пасмурная погода. Может быть можно будет немножко позагорать. Внизу мы залезли в воду и помыли головы. Так освежились. Фактически, мы весь груз уже подняли из всех промежуточных лагерей на самый верх. Все поднято сюда, все сконцентрировано здесь. События развиваются довольно быстро. Фактически 14-го мы установили базовый лагерь, а сегодня 22 июля. Прошло восемь дней, а второй лагерь вовсю готовится к полномасштабной работе. Сегодня ребята-новосибирцы, я думаю, закончат пещеру, будут устанавливать другие палатки. В общем, мы работаем в хорошем графике, несмотря на то, что снег тает, и каждый раз нужно пробивать следы... Вчера мы подняли очередные 150 килограммов груза. Там мало что осталось.

Вечер. Надо сказать, что мы сошлись или я сошелся, с другом Ивана Трофимовича по 1978 году, по экспедиции... Карлос очень интересный парень, ему 41 год. И еще одно маленькое событие. Сегодня я постирал по новейшей технологии: взял свои восемь носков, майки, трусы, футболки - все это засунул в ручей и час оно там полоскалось, сейчас сушится на солнышке... использовал природную стиральную машину...