Иван Душарин

13 - 14 августа 1996 г.
Пензов 12 августа поднялся наверх. Первая попытка восхождения была у них 13 августа. По плану они должны были донести груз, необходимый для штурма, дополнительные веревки, дополнительную палатку на всякий случай, для возможной установки выше 8.000 метров. Я хотел обеспечить максимальную безопасность при спуске, чтобы не повторить ситуацию Кшиштофа, чтобы ребята, достигнув вершины поздно, на спуске получили шанс выжить. Это была четкая установка, мы все обговорили.

В результате получается следующее. Они поднимаются туда довольно рано, просматривают путь, чай пьют, и 13-го числа в два часа начинают подъем. Доходят почти до конца веревок, и Пензову становится плохо. С точки зрения альпинистской грамоты он поступил несерьезно. Он не надел даже пуховку. Потом он рассуждал: я же на Хан-Тенгри бегаю... Но ведь это совершенно другое, на полтора с лишним километра выше. Одним словом, у него прихватло почки, и очень остро, очень тяжело. Он чуть не потерял сознание, отдышался и повернул обратно. Я не слышал этих переговоров, это было часов в восемь утра, и понял позже, не зная причины, что они возвращаются. Карлос тогда психанул. Он оставил рюкзак на ближнем конце перил и собрался идти на гору, но Игорь сумел его как-то уговорить: завтра, мол, попробуем повторить. Словом, они все спустились вниз. Дальше они провесили еще два куска веревки. И дальше разговор я слышал. Люба им предлогала спускаться, таблетки какие-то рекомендовала. Пензов все это принял. Обещали отдохнуть, а потом решить. Остались на 8.000. За день у Пензова все прошло: он отогрелся, напился чаю.

14 августа они снова выходят на гору. Досаев был на 6.500 и 13-го должен был подняться на 7.500, чтобы подстраховать группу Пензова. Досаевцы выходят наверх, но через какое-то время передают по рации, что они находятся опять на 6.500. Почему? Плохо почувствовал себя Вадим Мельников. А они в этот выход отправились втроем: Клименко был неработоспособен. Он три дня прожил один в пещере. Он чувствовал себя таким виноватым, но очень мужественно перенес все это. Но понятно, что для него экспедиция закончилась. И может быть, они трое на самом деле не восстановили свои силы по-настоящему или еще что-то, но вот так получилось, что Вадим серьезно, а Саша, может, полегче, приболели.

Я был в базовом лагере, связь со мной была. И я попросил Андрея Мариева нас подождать. И на 6.500 остался один Мариев, а Мельников и Досаев ушли вниз. Естественно, мы ему не разрешили подниматься одному выше. А погода 13-го была изумительная. Как стекло. Вообще, такой погоды под К-2 за эту экспедицию не было ни разу. Ни облачка. И этот выход оказался неудачным. Пензов сам себя подвел в этом случае. Поступил очень легкомысленно. 14 августа им разрешили повторить попытку. Ясная погода сохранялась. Те следы, которые они сделали в предыдущий день, как были, так и остались. Их не занесло. Было тихо и спокойно. Они быстро дошли до конца перил и начали двигаться дальше. А 13-го вечером к ним поднялись Петр и Ричард. Поляки вышли в час ночи. Наши ребята вышли в два ночи.

Миша Ишутин смог дойти только до 8.400, не выше, простоял там несколько часов и повернул обратно. Как он объяснял, снег был очень пушистый, шаг вперед, два назад - проваливаешься. Он не смог бороться и ушел вниз. Когда закончились перила, Пензов сделал такую установку: если до шести часов не достигаешь вершины, значит, поворачивай обратно. Без перил каждый должен работать сам, сколько сможет. И ушел вперед. Он значительно оторвался от ребят. Игорь Бенкин и Карлос шли за ним. Когда смотришь в бинокль, кажется расстояние между ними небольшое, но по времени Пензов минут на 40 раньше оказался на вершине. Он их там ждал. А поляки несли с собой горелку и когда поднялись из кулуара на гребень, сели в затишье, вскипятили себе чайку, попили и пошли дальше. Они потратили час, но зато они сохранили достаточно сил. А Пензов в этом плане опять, я считаю, допустил просчет. У них было по фляжке воды. Этого недостаточно. Одним словом, на русский авось они гору сделали. Чуть позже четырех часов мы по рации услышали первые возгласы о том, что он на вершине. Рация села. Серега дополнительную для облегчения не взял. Все было на минимуме. Поэтому прокричал, что он на вершине. Минут через сорок пришли ребята. Он их только встретил и сразу ушел вниз.

Игорь и Карлос стали фотографироваться. У Игоря Бенкина чувство ответственности очень развито, он много чего хотел сделать в этой экспедиции. Он много снимал. В данном случае он выполнил весь намеченный план. Снялся на вершине с вымпелами завода, России. Причем все это продублировано было и на фотоаппарат Карлоса. Это заняло у них минут 15-20. И они пошли вниз. Начал подниматься ветер. Небо было чистое, но стало холодать. Ричард и Петр раньше наших минут на 40 начали спускаться. Они спускались быстро. Пензов догнал поляков около палатки. Игорь и Карлос появились на гребне минут через 20. Было около семи часов или позже. И они двигались, с моей точки зрения, очень медленно. Уже в сумерках, около девяти часов, наверное, они достигли перил.

Мы все, радостные и счастливые, праздновали успех экспедиции. Трое из участников экспедиции достигли вершины. Около 16 часов на вершине был Пензов Сережа и примерно через час 15 минут они все стояли на вершине, и оттуда Пензов радостным голосом прокричал по радиосвязи, что Игорь достиг вершины и они все трое - Карлос, Игорь и он - стоят на вершине К2. Игорь сделал необходимые съемки, Карлос ему асистировал, Сергей собрался идти вниз. Ура! все хорошо. Мы все были страшно рады и счастливы, что так кончалось. Мы кричали "ура!" В ответ нам поляки во главе с Кшиштофом тоже кричали "ура!" и прыгали, звучала "victoria!" Это был день полной радости.

Как истинный альпинист я понимал, да и все тоже, что предстоит спуск, а временя уже позднее. Хотя светлого времени еще вполне хватало, чтобы дойти до веревок, но все равно беспокойство, конечно, было. И вот наблюдаем внимательно в бинокль. Появляется первая двойка - это поляки Петр и Ричард. Но они спускаются вниз далеко друг от друга. Мы видим, как они достигают предполагаемой нами точки закрепления перил. Потом появляется еще одна точка - по нашим предположениям, это скорее всего Сережа Пензов, потому что он движется обычно несколько быстрее, чем ребята, и тем более один. Ждем появления последних двух восходителей. Миша Ишутин на перилах. Видно, что к 6 часам он достиг их середины, и двигается в направлении к палатке. Мы не очень внимательно следили, догнали его поляки или нет, я утверждать не могу. Скорее всего, догнали, потому что двигался он очень медленно, но все же уверенно шел к палатке. Сережа, как нам показалось, даже обогнал одного из поляков уже на траверсе снежного кулуара.

Наконец появляется двойка. Она движется медленно, они все время рядом, все время вместе. Я очень внимательно постоянно следил за ними, потому что слишком медленно они спускались по сравнению с теми участниками, которые были впереди. Беспокойство за них росло. Но пока еще сильно переживать было нечего: еще было светло и они двигались достаточно уверенно. Тропа там проходила наискось, по наклонной к скальному выступу и этим самым как бы напрямую подходила к перилам. И вдруг один из участников резко пересек кулуар, достаточно быстро, в хорошем темпе и вертикально начал спускаться. Тем самым они здесь разделились: один шел как бы по тропе, а другой по целине резко пересек точно по горизонтали этот снежный склон, очень крутой, и потом начал спускаться по нему. В принципе, как мы поняли, это какой-то прием, связанный с тем, что опасный участок обходится следующим образом: проход по целине, т.е. уже не по льду, а по снегу; в случае падения или неточного движения можно задержаться на снегу или во всяком случае увереннее двигаться вниз по более глубокому снегу, чем по чистому льду, где снег уже содран предыдущими восходителями. Ну что ж, интересный тактический ход; как оказалось потом, его применил Игорь. Меня поразила его скорость: он четко, быстро и уверенно пересек этот кулуар. Чувствовалось, что у него какой-то запас сил еще есть, и он его использовал.

Дальше они опять объединились в двойку и продолжали спуск, но очень-очень медленно. Я понял, что они не двигаются вниз, а что-то ищут. Подумал, что они ищут начало перил, начало веревки. Мне так показалось, и это оказалось действительностью: они просто долго искали начало веревки и наконец начали движение. Стало уже совсем смеркаться, видимость стала плохая. И где-то часов в 9 вечера в бинокль я уже не мог разглядеть эти две точки. Но было понятно, что они находятся где-то в начале перил или уже продвинулись дальше. Так они и исчезли в темноте. Остались вопросы: нашли перила - не нашли, встали на них - не встали, а вдруг сорвались? В бинокль уже не было видно, и ситуация стала непонятной, во всяком случае, для меня. Беспокойство мое росло. Что делать, как связаться, непонятно: на радиосвязь никто не выходит. Мы поняли, что Пензов бережет питание, потому что связи на самом деле нет. Идти к полякам - они тоже прояснить ничего не смогут. В общем, за эту двойку (как мы предполагали, это Игорь и Карлос) беспокойство росло.

И что? Делать нечего. Считали, что перила провешены почти до 8.300, ребята спустились ниже, если на перилах - значит они дойдут. Поэтому мы удовлетворенные, легли спать. Но чувство беспокойства меня все равно не покидало. И ночью в 11 часов 40 минут я выбрался из палатки, посмотрел на гору. Что-то мне показалось не так на горе. Время позднее. 11.40. На горе что-то не так. Как будто какая-то подсветка, но интуитивно чувствую, что что-то там происходит. Я взял бинокль, внимательно навел на то место, где предполагал, находится эта двойка, где проходят перила, тропа в верхней ее части. И четко увидел свет налобного фонаря, движущийся в направлении гребня. Причем это было уже где-то, наверное, на фоне неба, сверху гребня, близко от того места, где стояла палатка. Если говорить откровенно, я очень обрадовался: раз движется свет фонаря и уже близко от палатки, значит двойка находится совсем-совсем близко от цели, значит все обойдется. Даже если они сильно замерзли, даже если есть обморожения, во всяком случае они живы, никакого срыва не произошло, т.е. перила они нашли, и все у них нормально, и они движутся к палатке. Я, успокоенный, забрался в палатку и лег спать.