Иван Душарин

30 - 31 июля 1996 г.
30 июля утром Андрей, беспокоясь за свое горло и состояние, решил спуститься в китайский лагерь хотя бы на один день. Люба не возражала, я не возражал. Только ему надо идти не одному, а с кем-нибудь. И они ушли с Витей Колесниченко. Взяли рацию. Правда, на первых этапах связи не было. Потом она существовала только через ребят, находящихся наверху, на горе, а потом прекратилась, т.е. они ушли за такие перегибы, что никакие радиоволны уже не достигали нас.

Юдин в это время со своей командой начал с утра работать дальше. Часам к 2 они достигли польской палатки, стоящей на снежном гребешке уже у языка висячего ледника, по которому надо идти на вершину. Все казалось очень странным. Когда я знакомился с материалами разных экспедиций, эта точка 7.950 ( я ее так оценивал), расстояние очень большое до вершины, а кажется эта точка 7.500. Нарушается какая-то логика. У нас установлены лагеря на 5.700, 6.500 и третий - на 7.500. Слишком большой разрыв. И этот лагерь, который мы установили на 7.200, в общем-то вписывается в общую концепцию, но получается, что всего три лагеря и можно штурмовать вершину, а надо же четыре.

Где его устанавливать? Все экспедиции устанавливали последним лагерь именно здесь, но это, по утверждению всех, 7.500. Более того, по моему альтиметру, в том месте, где мы установили палатку, около 7.000. Явное несоответствие. Хотя, когда я спустился и посмотрел на гору, на место, где мы установили палатку и каково расстояние от пещеры и до нашей палатки, то увидел, что это очень большое расстояние - это одна треть всего маршрута. На самом деле это практически километр. И где-то здесь в промежутке все экспедиции ставили лагерь, а мы не ставили, мы прошли дальше. И сейчас расстояние между лагерями 7.200 и 7.500 оказывается очень небольшим, и то, что понадобилось Юдину достаточно длительное время для его прохождения, объясняется тем, что он еще довешивал веревки. А Пензову там пройти будет вообще недолго. Значит, нужен еще лагерь.

И здесь какие-то непонятности возникают. Кто-то говорит, что у поляков выше, где-то на 7.800 лагерь есть, что они ищут проход, чтобы перейти на это снежное плато, что пока этого прохода у них нет. Юдин достиг этого лагеря. Они очень долго работали, пока установили палатку. Пришлось вырубать площадку недалеко от польской палатки. Ну и он по рации сообщил, что к 7 часам установку лагеря они закончат. Т.е. пришли они на этот уровень около 2-х часов дня и почти до 7 работали, чтобы создать нормальный лагерь. Пензов дошел до 7.200 и сказал, что дальше он никуда не пойдет, не имеет смысла. Они переночевали нормально.

И вот сегодня, 31 июля, Юдин очень тяжелым голосом говорит, что все у них нормально, что они начинают спуск и никакого движения вперед больше делать не будут, они очень устали, много поработали. Это соответствует действительности. Им впервые пришлось устанавливать лагерь. Пензов двигался вверх. Он сказал, что утром наверх Ренат Темирбаев не пойдет, будет спускаться в компании Юдина, они его подхватят, т.е. их будет шесть человек: новосибирская команда, Ренат и Карлос. Серега Пензов часам к 2 достиг этого лагеря и говорит, что будет смотреть, как будут дальше развиваться события. Кшиштоф ночевал в лагере на 7.500, двигается наверх и говорит, что у них есть палатка на 7.800. Они туда забросили палатку, не навешивая перил, пользуясь где-то старыми веревками, где-то проходя справа от гребня. Спуска или выхода на снежную подушку в кулуаре не оказалось, и он на самом деле снизу не просматривается.

Там очень сложный проход. Ледник в этом году обвалился таким образом, что начисто смел все перемычки, и теперь путей выхода нет. И Кшиштоф активно ищет, как попасть на эту снежную подушку через скальный гребень. Как будут развиваться события дальше - посмотрим. Ситуация эта меня очень беспокоит, потому что я с самого начала не видел выхода, который был во всех предыдущих экспедициях. У нас этого выхода на снежное поле просто нет, и нам его надо или найти, или искать новые варианты прохождения на вершину. А новый вариант - это по стене. Это значит, что нужно вешать веревки практически до самой вершины. А это значит - дополнительная гигантская работа. Поэтому Кшиштоф, чувствуется, нервничает, ищет и торопится. Во всяком случае, ребята говорят, он ориентируется и предполагает завтра идти на штурм, просил подготовить аккумулятор для космической связи, чтобы иметь прямой разговор через радиостанцию с радио Польши.

Сережа выполняет свое намерение: двигается за польской группой и смотрит, что предпримет Кшиштоф. Нам очень важно сориентироваться на последнем отрезке нашего пути, где, куда и как нужно идти, чтобы до этого места, если возможно, провесить веревки и установить еще один лагерь, чтобы была возможность и для отступления, и для обеспечения большей безопасности при восхождении.

Для этого сегодня, 31-го, группа Досаева уходит наверх. Ушла уже, они сейчас двигаются через первый лагерь, к вечеру должны подняться к нему, дальше - во второй, третий. Дальше задача такая: занести палатку в третий лагерь для четвертого, занести все необходимое туда (в первую очередь бензин, продукты, веревок больше, наверное, не надо пока) и получить высотную акклиматизацию. Если возможно, провесить часть маршрута четвертом лагере. Но сначала надо определить его местоположение. Такая стоит задача.

Компания Юдина спускается. Андрей Волков и Колесниченко еще не подошли. Мы их ждем часам к 8. Надеемся, что день рождения Андрея Волкова мы отпразднуем. Надеемся, что юдинцы скоро придут. Досаевцы ушли наверх. Нас здесь немного. Люба ушла погулять, посмотреть, пофотографировать. На этом я заканчиваю. Сегодня 31 июля, 17.35 местного времени. Погода - переменная. С утра и ночью облака и дымка постоянно. Если будет держаться хотя бы такая погода, то это терпимо. Ощущение, что дымка - это афганец; если это так, то - ничего хорошего. А пока терпимо. Поэтому будем молиться, чтобы и дальше было не хуже.

В связи с хорошей погодой, пока мы работали наверху, нам, конечно, повезло, потому что открылись такие горизонты, такие горы, что просто сказка! Кое о чем Карлос нам рассказал. Но если смотреть на гору, т.е. быть на горе лицом к ней, то с правой стороны открывается гигантская панорама гор с такими яркими вершинами. Огромный массив вдалеке, как предполагает Карлос, - это Нанга-Парбат. Гигантская вершина. Дальше, чуть правее, еще одна, высотой 7.800, белая такая, строгая пирамида, красивая. Еще чуть правее закрывает ее близлежащий массив, но там невероятно красивые строгие пики с отвесными стенами. Оба Карлос назвал, но на один есть восхождение, на второй нет восхождений. Это все пакистанские горы. Вдали темнеет еще море гор, которые требуют освоения. Многие из них очень резко выделяются своей красотой, неповторимостью. И чем выше поднимаешься, на 6.500, потом на 7.200, горизонт открывается шире, и гор становится больше. Это море гор.

Со стороны Китая, конечно, менее интересные массивы, но есть несколько выделяющихся массивов, они достаточно высоки, но менее известны европейцам, Карлос говорит, что это Китай, China, поэтому ничего сказать не может про эти горы. Подъем вверх на самом деле открывает горизонты, и видишь такую красоту! Правда, погода постоянная, и закаты-восходы такие ровные, сказать, чтобы было что-то такое знаменательное, нельзя, но удалось отснять панораму на видеокамеру, на фотопленку. К сожалению, Игорь Бенкин очень сильно экономит на фотопленке, поэтому снимать так широко, как мы снимали, не приходится. Я взял одну пленку цветную негативную, одну слайдовую. Отснял практически все, и мог бы снимать еще, если бы была еще пленка. Конечно, экономить здесь на этом просто смешно. Попасть сюда вряд ли когда-либо удастся, тем более, на такую высоту, на которую поднимаемся мы. Это дано очень и очень немногим. Придется с ним, наверное, серьезно на эту тему поговорить, определить, что у нас есть, чем мы располагаем и на что можно рассчитывать. Снимать нужно. Нужно показать людям эту красоту, это величие.

Прошло совсем немного времени, но событий произошло достаточно. Первое. Очень долго 31 июля подходили новосибирцы. Что-то очень тяжело шел Сережа Соколов, поэтому они подошли уже после 8 часов. Мы их с нетерпением ждали, уже и связь включили. Волков и Колесниченко пришли часам к 7, как и обещали. Мы с Любой быстренько приготовили ужин, выбрали шампанское, Саша приготовил великолепное мясо. Уселись. И неожиданно пришел Карлос. Мы его тоже за стол. Горячо поздравили Андрея с днем рождения, вручили ему подарок. Приятная была атмосфера. Поели очень вкусно, выпили чуть-чуть. Ребята развеселились. Вечер прошел отлично, с юмором, шутками. Андрей говорит, что уже много раз таким образом встречает свой день рождения.

Затем мы, имея специальное разрешение на связь, пошли часов в 11 попытаться осуществить это. Подошли к палатке Марека и доктора. Они даже не стали выходит из палатки. Сказали, что если мы там все знаем, вся аппаратура у Кшиштофа в палатке. Мы пошли. Включили. Раз попытались соединиться - не получилось. Второй - не получилось, телефон занят. Попробовал Андрей связаться с Архангельском - тоже не получилось. Мне повезло больше. Набрали мой номер телефона, и сразу же попали на Наталью. Она, оказывается, еще не уехала. Ребята уезжают на Кавказ, в Приэльбрусье, с детьми. Роза поехала за детьми в Ульяновск, 2-3-го числа она с детьми и мой Алешка едет туда, а Наталья 8-го уезжает к ним. Все это она сообщила. Спросила, как у нас дела. Сказал, что нормально. Удалось связаться с домом - это очень здорово.

Потом и Андрею повезло: он поговорил с матерью очень коротко (с Архангельском), а потом и со Славой связались. Передали ему всю информацию. Он сообщил, что великолепно съездил на яхте по Средиземному морю вокруг Европы. Недавно вернулся, в страшном восторге, привез много фотографий, потом все покажет, расскажет. В общей сложности связь заняла минут 9-11. Сделали соответствующую запись в журнале и пошли. Проходили мимо палатки Карлоса - он, видать, нас ждал, сразу спросил, что и как. Говорит, что он тоже очень хотел бы поговорить, есть проблемы, наверное, воспользуется ситуацией. Мы ушли к себе. Легли спать. На этом 31 июля закончилось.

Сегодня 1 августа. Что произошло еще 31-го вечером? Пензов продолжал двигаться за Кшиштофом. Дошли они до места, где есть косая полка схода на снежный склон. Здесь и установили четвертый лагерь поляки. Там есть маленькая площадка, на ней они поставили маленькую палаточку. Но он сообщил нам, что в принципе там можно установить нормальную палатку, только надо серьезно потрудиться. Кшиштоф остался там ночевать, а Сережа спустился в третий лагерь и сообщил нам, что примерно на 7.900 есть сход, там веревки, веревки ведут на снежный склон, очень крутой, снег пушистый, снега много. Все очень не просто в смысле восхождения, но это такое место, где можно пересечь гребень и спуститься на снежный склон в кулуар. Это немножко облегчает ситуацию. Это уже хорошо.

31 июля спустилась группа Юдина с 7.500 в базовый лагерь. Она частично обработала маршрут, большую часть его, провесила веревки от лагеря на 7.100. Часть была провешена поляками, но они на каком-то этапе это дело бросили и хотя Андрей Волков и Колесниченко занесли часть веревок до конца, дальше было непровешено, но поскольку мы весь груз занесли, установили третий лагерь, то уходили вниз. На смену нам поднялась группа Юдина, она обработала этот путь и установила четвертый лагерь. Хотя мы планировали его сами устанавливать, но и здоровья не хватило, и погода не благоприятствовала, и все остальное.

Но ребята выработались очень сильно. Они, конечно, спустились после установки этого лагеря. Они его поставили рядом с польской палаткой - там два выступа в склоне, микроплощадка, которая отвесно обрывается со всех трех сторон и только с одной стороны есть заход, причем склон снежный и очень крутой. Сообщение между двумя палатками возможно только по очень крутым перилам. Даже иногда приходится идти на передних зубьях. Этой палаткой потом мы пользовались. Выше обработать они уже не смогли, сил и здоровья не хватило. Они спустились вниз довольно поздно. Вместе с юдинцами спустился Ренат Темирбаев. Он смог дойти только до 7.100. Ребята Пензова пошли чуть выше на замену Юдину.

В этот же день группа Досаева ушла в первый лагерь, чтобы работать дальше. На маршруте находилась группа Пензова, она начала работать выше третьего лагеря, а группа Досаева поднялась в первый, чтобы заменить Пензова выше. Погода была терпимая. Пензов поднялся в этот день с 7.100 на 7.500 достаточно рано. Он уже в 12 часов был в лагере. И ребята довольно быстро подошли.

В этот день, когда юдинцы спустились, поляки, поскольку они поднялись туда на день раньше, пошли ва-банк. Что это значит? Они без обработки пути начали двигаться вверх, чтобы установить пятый лагерь. И поскольку Пензов прекрасно себя чувствовал и у него не было такой жесткой ситуации по обработке дальнейшего пути, они поднялись на 7.500. Их задача была занести туда грузы. И он пошел за Кшиштофом наверх. По рации он сообщал нам, какова ситуация.

Для чего это было нужно?. Предположение такое было, что если можно подняться выше, то надо использовать такую возможность. Потому что выхода на ледовый язык, который ведет к вершине, с 7.500 мы не просматривали ни в бинокль, никак. И не было понятно, как заходить. А Кшиштоф вроде бы предполагал, что с гребня, выше гораздо пройдя по западной стене, можно спуститься. И поэтому нам было чрезвычайно важно найти этот проход. И Пензов пошел за ними, поднялся до 8.000 и поздно вечером спустился.

Кшиштоф тоже спустился, то есть он занес туда палатку и спустился ночевать на 7.500. Погода была не очень хорошая, поэтому он не рискнул там находиться. В общем, Пензов понял ситуацию и все по рации объяснил, что есть веревки, с 8.000 веревка спускается туда, в этот ледовый кулуар. Вроде как проход найден. Но этот путь достаточно сложный, веревок почти нет или очень мало, они занесены снегом и истрепаны, поэтому Кшиштоф чуть не сорвался в одном месте: придержался за веревку, а она вылетела. Он считает, что как прошли поляки, так ходить просто нельзя, это опасно, надо провешивать веревки. Таким образом, мы получили очень ценную информацию.