Иван Душарин

4 июля 1996 г.
Продолжаю монолог. Сегодня уже 4 июля. Мы легли спать достаточно поздно. Но встали примерно в такое же время, как обычно, в 6 часов по местному времени. Караванщики тоже одновременно поднялись. Обычная утренняя упаковка, вроде бы неразберихи такой, как было в первый раз, нет. Иногда некоторые из них небрежно упаковывают грузы, поэтому они падают. Саша Досаев проявляет здесь инициативу, требует лучшей упаковки. Предлагаем веревку - нет, говорят, у нас своя. Видать, боятся, что выделенные нами веревки снизят им оплату.

Я вышел вперед, поскольку офицер связи сказал, чтобы группа вся была по возможности впереди и чтобы до поднятия уровня воды могла переправиться на другой берег. Впереди идут три верблюда из каравана китайских киношников - они нам пока служат ориентиром. Двигаясь по тропе, впереди идут несколько человек, я иду за ними, остальные ребята еще в составе каравана. Они уже боятся идти вперед, чтобы не проскочить еще раз место стоянки. Я взял рацию для надежности, будем связываться с теми, кто будет идти в конце каравана. Вот пока и все. Опять хорошая погода, нещадно палит солнце. По местному времени уже без 15 минут 9. Нас всех интересуют результаты выборов. Но связи у нас нет. Есть только один приемничек, который ловит почему-то только Мурманск, как это ни странно. Но надеемся, что какая-то информация у нас в течение дня появится, мы будем знать, что у нас творится в России. А пока - движение вперед. Честно говоря, хотели бы, чтобы немножко испортилась погода, но по моему альтиметру получается, что мы, стоя на месте, поднимаемся, поэтому погода меняться не будет. Она, наверное, в ближайшие дни не изменится, уровень воды в реке будет высоким. Как будем переправляться, пока не представляю.

На той стоянке ожидается, что мы будем недалеко от стойбища пастухов, будем пытаться приобрести баранов. А дальше посмотрим, как с ними поступим. Во всяком случае, проблемы, наверное, будут. У нас почти нет юаней, а доллары, наверное, здесь не в почете, поскольку далеко от цивилизации. Но будем решать. Продуктов лишних тоже вроде бы не намечается, всего у нас в минимуме.

Каждое утро у нас начинается с того, что Люба громко кричит: "Кого заклеивать?" По очереди подходит народ, клеит свои ноги, в том числе и я, потому что ноги у всех сбиты, и есть некоторые проблемы: наша обувь для таких переходов не предназначена. Все в основном идут в кроссовках. Переходы небольшие. Конечно, возмущение народа правильно, что очень медленно мы продвигаемся. Я вел переговоры на эту тему с офицером связи, но это бесполезно: Восток - дело тонкое; если здесь уже что-то установилось, изменить почти невозможно. Никакие доводы во внимание не принимаются. Улыбаются. Но все делается так, как нужно китайской стороне. И сейчас непонятно, какую роль он выполняет. Он просто присутствует при всем, важно восседает на стуле, обозревает караван - вот и вся его роль в этой экспедиции.

Вот уже при движении начались проблемы. Идем по руслу реки, и иногда возникают моменты перехода с одной стороны протока на другой, и поток воды достаточно большой, переходить его уже трудно и опасно. Посмотрим, что будет дальше. Продолжаю двигаться по тропе. Рядом со мной гигантские по высоте глиняные стены. Я думаю, что они крутизной примерно 80-85 градусов и высотой метров по 150-200, а может быть, и больше. Это, конечно, впечатляет. Ненадежные такие стены, с вкраплениями камней, невероятной высоты, даже метров по 300 отдельные столбы стоят - это все обрывается в русло реки. Видать, река в свое время промыла это, и ограничивают долину реки такие гигантские стены из каких-то глиняно-песчаных пород. Это по одной стороне реки, по другой стены значительно меньше, но мы идем вдоль борта этих гигантских стен. Впечатляет, конечно. Склон просто обрублен, промыт рекой. Образовался гигантский отвес из глины, так можно назвать.

Должен отметить такой момент. Когда вчера мы прошли такой короткий кусок, за исключением первых 25 километров, а дальше все идется легко, и с легкими рюкзаками доставляет даже определенное удовольствие. Я понимаю иностранцев, которые здесь были и говорили (даже та, довольно пожилая женщина, наверное, лет за 60, которая была в группе, встретившейся нам, англичанка), что это своего рода удовольствие и очень активная форма отдыха. Когда твой груз несет верблюд, есть караван, а ты просто следуешь в этом караване, обозреваешь природу, знакомишься с тем бытом, с теми условиями необычными, в которых здесь живут люди, познаешь тот или иной уголок мира, это вообще здорово! Я думаю, что эта тенденция трекинговых групп будет нарастать во всем мире, а это место, где мы сейчас находимся, будет вызывать повышенный интерес. И инфраструктура трекинговых организаций здесь будет развиваться, несмотря даже, с нашей точки зрения, на дорогие цены. Потому что это привлекательно и это здорово - в тесной хорошей компании пройти такой трекинг посильно любому. Его даже можно сделать семейным и активно отдыхать в такой форме. Что такое 17 дней в трекинге, как была эта группа? Пройти по склону К2, побыть там некоторое время и уйти.

И еще одна особенность. Когда мы вышли с караваном, уже не было с ними их главного шефа, начальника, который управляет всем процессом караванного движения здесь. И, с моей точки зрения, уровень организации сразу повысился. Это говорит о том, что не всегда начальник нужен. Люди знают свое дело и делают его.

И вот мы успешно подошли к перевалу. Переход был очень длинным. Все те справочники, которые говорили, что здесь всего 12 километров от предыдущей стоянки до этой, они явно неверны, потому что мы двигались долго. Во-первых, эта переправа, подъем, спуск, движение по тропе, небольшой, но набор высоты, и в итоге мы видели гряду Каракорумских гор, гребень очень красивый, интересный. Сужение ущелья, потом опять расширение. В конечном итоге мы дошли до стоянки пастухов. Здесь живут киргизы, как мы поняли, три или четыре семьи. Пришли уже поздно, наверное, около 6 часов местного времени, и сразу попытались завести диалоги. Пошел снег. Сначала пошел дождь со снегом, несильный, но погода явно испортилась, и к вечеру стало сыро. Мы быстро поставили палатки. Место, конечно, дикое. Нет поблизости чистой воды, только в речке. Совершенно отсутствует растительность. Где и как пасутся козы, овцы и яки остается загадкой.

Мы, чтобы не ошибиться, шли вровень с караваном. Тут речка, многократная переправа, перепрыгивая, намочили ноги. Но с песней дошли до нужного места и расположились. Началась обычная жизнь. Но уже дышу тяжело - перевал все таки, выше 4.000, примерно 4.300. Начался торг по поводу баранов. И вообще, надо сказать, что когда показали бухту веревки, то один из хозяев сразу согласился двух или трех баранов за эту бухту отдать. Но тут вмешался какой-то из погонщиков. Есть мнение, что вообще в составе погонщиков вместо того начальника, который был до этого, сейчас появился другой - в цивильной защитного цвета форме, одет приличнее гораздо, и он, собственно, портит здесь всю кухню. С его появлением погонщики сразу как-то теряются, сразу от всего отказываются. И местные - то же самое. Либо этот человек из китайских органов, приставленный к нашему каравану, либо еще что. Он сносно повторяет русские слова, вероятно, понимает по-русски. Понимает немного и по-английски. И разрушает всю сложившуюся атмосферу, которая существует уже в караване, и контакты с местными жителями. Это тот вредитель, который представляет китайский коммунистический образ жизни очень ярко и демонстративно, поэтому нам очень сильно мешает.

В конечном итоге мы попытались установить контакт, минуя всех погонщиков, просто изолируясь от них, с двумя местными. Попытались их угостить водкой, но они категорически отказались, один из них сразу ушел из палатки, второй с ребенком остался, с удовольствием попил с нами чая, поел печенья, но этим ограничился - не стал есть ни консервы, выставленные на стол, ничего. Вроде бы соглашался продать баранов, но только за 500 юаней. Это очень дорого. Бараны очень дохлые. В лучшем случае мяса будет 8-12 килограммов.

Мы поняли, что все будет очень непросто, но надежды не теряли. Просто юаней у нас нет, а доллары они не понимают, что это за бумажки. А чая или каких-то продуктов, которые они согласились бы взять, у нас просто достаточно мало. За барана надо много - ясно, что мы этого не потянем. Мы взяли и отмеряли от бухты 50 метров веревки и демонстративно показали, сколько это - растянули. И торг возобновился с новой силой. Пошли выбирать барана, еще что-то. Много чего было в этот вечер, но в конечном итоге они предлагали нам таких козочек, в которых в лучшем случае мяса на 5 килограммов. Ясно, что это несопоставимо. И мы ушли, демонстративно покинув место, где у них сошлись все бараны, овцы, и решили будь - что будет утром.

Всю ночь была непогода. Поели мы нормально. Переход в целом нам понравился, т.е. настоящий, большой, длинный, и не зря работали. Много было юмора за ужином по поводу всяких деликатесов, что, мол, будем дальше делать. Просчитывали заново, сколько же у нас мясных продуктов. Оказалось, что в общем-то выжить можно: порядка 100 килограммов на всю команду существует, но не лучшего качества. Тем более, что провозить продукты на территорию Китая категорически запрещено. И нам еще повезло, что удалось провезти даже то, что есть.