Иван Душарин

3 июля 1996 г.
Сегодня 3 июля 1996 года. Утром упаковка каравана прошла относительно терпимо, спокойно. Караванщики помечали свои грузы, а Ренат очень активно им в этом помогал. Без особых скандалов все удалось устроить, и караван в течение часа загрузился. Мы прошли очередной этап перехода к нашей цели - вершине К2. Этап оказался очень коротким. По графику или по той схеме, которая имеется у нас официально, всего 13 километров, но нам показалось, что это очень быстро кончилось. Уже по местному времени в половине 2-го мы были на месте. Я шел впереди каравана, мне караванщик показал, что здесь надо останавливаться. Мы остановились. Ребята, которые были впереди каравана, ушли далеко вперед. Они не обратили внимания на это место (на самом деле оно ничем не примечательное) и ушли далеко вперед. И мы ждем их возвращения больше часа. Караван разгрузился, нас здесь девять человек. Только в 2 часа, связавшись по рации с Андреем Волковым, мы сообщили им, что караван уже пришел на стоянку и что нужно возвращаться, поскольку ни палаток, ничего у них нет, и путь, который они прошли, проделан зря. Андрей возмущался по рации, что надо все это высказать мистеру Ху и т.д., но, однако, они возвращаются.

Я подошел к мистеру Ху и стал с ним говорить на эту тему, но он говорит, что это последнее место, где кормятся верблюды. Дальше в течение пути верблюды не будут питаться, и очень важно, чтобы они сегодня очень хорошо поели. Наверное, это важная причина. ...Диалог с погонщиками закончен, продолжаем дальше.

Движение сегодня, 3-го числа, прошло без проблем, только очень быстро остановился караван в ущелье. Сейчас ребята возвращаются с возмущением. Там место великолепное (в часе ходьбы буквально) и для верблюдов, и для людей. Зеленая травка, отличная речка. Но Восток - дело тонкое, поэтому раз караванщики остановились, тут ничего уже не сделаешь. Видать, у них здесь стационарное место. Правда, здесь великолепный родник, прямо бьет из скалы, мощный напор воды - может быть, из-за питьевой воды они останавливаются здесь.

Мест для палаток немного, но думаю, что мы разместимся, ничего страшного. Ребята начинают возвращаться. К сожалению, мы так и не купили мяса. Поговорили со спускавшимся сверху местным жителем. Торг шел долго. Он в принципе согласен продать баранов, но веревка ему не нужна, говорит, что он спускается вниз, а там остались только дети и женщины, они ничего не решат, поэтому надо будет разговаривать с другими хозяевами. Один крупный баран у них стоит 500 юаней, это порядка 65 долларов. Это достаточно дорого, но что такое большой баран в их понимании, надо будет еще узнать.

Здесь нещадно палит солнце. Ночью был небольшой дождь. Ребята все грузы попрятали ночью, но утром караванщики как-то сами разобрались со всеми своими грузами и загрузили все, пригнали сюда. Признаков того, что был ночью дождь, никаких. Очень сухо. Ущелье широкое. И кажется, что следующий поворот - и дальше будет узкий каньон или ущелье, уступающее по масштабу предыдущему. Ничего подобного. Поворачиваешь - опять широкое, гигантское ущелье, мощные горы, пока еще без снега. Снег виден на боковых отрогах. А здесь галька, небольшие подъемы, опять спуски, скалы глиняного типа.

Пока за сегодняшний день ничего особенного не произошло. Все переживают по поводу выборов, кто же будет президентом. Много юмора по поводу того, за кого нам голосовать, и всякие шуточки. Обычная экспедиционная жизнь. По дороге сюда шли вместе с Ренатом, много о чем поговорили, много о чем рассказали друг другу. Для него в этой экспедиции много интересного. Говорит, никогда так много не ходил, очень непривычно все и тяжело. Считает, что альпинизм, который он прошел, сильно отличается от этого, это для него большая и интересная школа; не жалеет, что попал сюда, много здесь для него поучительного и необычного.

Вечером произошло ЧП небольшое: взорвался маленький газовый баллон, но взрыв был довольно ощутимый, порвал мешок, выбил дно у этого баллона. Все перепугались, побежали туда, опустили все в воду, охладили. Страшный солнцепек, мощный нагрев, видать, поэтому какие-то баллоны не выдерживают. Офицер связи официально пригласил меня, Юру-переводчика и объявил, что это нехорошо, могут быть неприятности, поэтому постарайтесь упаковать так, чтобы больше такого не повторилось. Мы его успокоили. Подтекла канистра, лопнула по шву - когда ее уронили караванщики, при ударе щель появилась. Володя объяснил, что надо заделать; сказал, что мылом заклеит, как обычно, и все будет нормально.

Вечером караванщики сели в кружок, начали петь свои песни, потом плясать - все это мы снимали на видеокассету. Но в конечном итоге и наши двое ребят пустились с ними в пляс. Вечер прошел интересно и непринужденно. Мы увидели народ в его истинном проявлении, и это было в общем-то приятно. Китайские телевизионщики снимали много. Мы тоже с Володей снимали. Разговор зашел, для чего это. Мы объяснили, что снимаем для себя, во-вторых, это всем в России интересно, в этих краях мало кто бывал. Они говорят, что они здесь с определенной целью - отснять жизнь этого народа в какой-то его наиболее интересной роли; если есть экспедиция, то отснять жизнь этой экспедиции (попросили, чтобы мы не возражали, если они будут снимать нас). По поводу колоритных лиц режиссер сказал, что у Рената Темирбаева такое лицо, с длинными волосами, впечатляющее, Олег Мешков очень похож на какого-то их китайского артиста, очень знаменитого, и т.д. Они попытаются сделать фильм и надеются, что его покажут как по сынзяньскому телевидению, так и по всекитайскому. А еще надеются, что этот фильм увидит весь мир, поскольку они попытаются его сделать для участия в международном конкурсе подобных фильмов. Поэтому вас всех, говорит, увидит вся планета, чтобы мы этим гордились. Мы говорим, что это хорошо, возражать особо не будем.

Я ему сказал, что нам бы хотелось иметь материал этого фильма, чтобы видеть, что у них получается. Он приглашает в Китай: пожалуйста, приезжайте, мы вам все покажем, и вообще, можем взаимодействовать. Я отдал этому режиссеру свою визитку с тем, чтобы если возникнет необходимость, мы могли бы сотрудничать хотя бы в части создания этого фильма, тем более, что нас это тоже интересует, у нас есть богатый материал.

Вечером были взаимные угощения. Юра принес от офицера связи приготовленное блюдо - это в чистом виде нуги, как и в Непале, т.е. сделанные из пакетиков. У нас была молочная лапша, очень вкусная, она очень быстро ушла. Мы попробовали, в ответное блюдо наложили сыр и печенье. Мы с Любой отнесли. Он поблагодарил. Мы сказали Юре, чтобы объяснил, что такое сыр (в Китае не знают, что такое сыр, могут не понять этой пищи). Юра говорит: "Хорошо. Я был в России. Я знаю, что такое сыр. Мне это нравится, я ему объясню". Пока все на таком уровне и держится. Вечер прошел очень интересно. Офицер связи сказал, что на следующий день надо подняться и двинуться на час раньше, поскольку предстоит первая переправа через горную реку. Должен отметить, что река к вечеру сильно увеличилась в объеме. Переправляться по такой реке уже небезопасно, особенно по основному руслу.