Андрей Волков

31 августа - 4 сентября 1996 г.
Сегодня 31 августа, последний день лета, второй день трекинга. В первый день трекинга мы прошли очень мало, потому что у верблюдов почему-то или у погонщиков все развязывалось, падало, и мы прошли только часа три. А сегодня, чтобы наверстать упущенное, мы дошли почти до перевала.

Наша четверка сложилась стихийно - Саша Нестеров, Витя Колесниченко, Андрей Мариев, я. Шли по левому берегу реки. А ребята блудили, уходили то направо, то налево. Я думаю, что примерное количество переправ оказалось тем же самым, и ничего не выиграла ни та, ни другая сторона. Мы дошли до стоянки примерно часа на полтора раньше, чем они.

Сегодня ребята встретили трекинговую группу и произошла довольно удивительная ситуация, когда мы попросили немного продуктов, потому что наши продукты кончаются, и им предложили пять килограммов риса, они шикарно отказались. Вчера мы обсуждали с Карлосом такую тему, что престижно, а что не престижно в альпинизме. Хождение на восьмитысячники сейчас стало заурядным альпинистским действием. Конечно, это все-таки тяжело - восьмитысячники: погода, непредсказуемость, но этим уже никого не удивишь. Новые маршруты, пройденные на различные горы, и желательно, чтобы они были технически трудными, логически красивыми - вот что является объектом.

Поэтому на вопрос: "Сколько ты находил восьмитысячников?" - Карлос взял и написал свой послужной список, в который входят очень серьезные и интересные маршруты.

Сегодня я его попросил рассказать о его восхождении 1984 года на французское ребро на Макалу. Он мне подробно описал, а в конце сказал, что очень рекомендует сходить - это достойный маршрут, но маршрут очень тяжелой работы - имеет ледовую часть, нужно примерно сотни полторы-две крючьев, нужна веревка километра три. Реальный объект. Может быть, с компанией хороших друзей я когда-нибудь решусь. Висит много старых веревок, но их использовать страшновато. Вот, пожалуй, и все, что мы обсудили.

У нас с ним был еще очень интересный разговор в столовой про стиль организации такого класса экспедиций, как наша. Он сказал: "Андрей, я чувствую, что в вашей экспедиции атмосфера какая-то, ну не атмосфера победителей. Я понимаю, что Игорь погиб, но три человека достигли вершины - это больше, чем успех". Я сказал: "Да, это так. Это удивительно. Мы ожидали, что у нас шесть-восемь человек достигнет вершины". Он говорит: "Это невозможно. При той работе, которую вы выполняете на горе, у вас не должно было остаться сил для того, чтобы шесть-восемь человек достигло вершины". Вот вокруг этого противоречия мы и рассуждали.

После этого мы говорили на эту тему с Иваном. Я больше согласен с Карлосом, чем не согласен, поскольку это разумная вещь и, действительно, мы тратим очень много сил, и наш шестой выход это был уже крик отчаяния. Никуда уже выйти мы не могли. Я точно чувствовал, что вряд ли смогу пройти больше, и для меня сезон закончился. И самое смешное и издевательское было то, что когда мы спустились, и прошло два-три дня, вдруг установилась на три дня великолепная погода, которая могла бы позволить нам сходить, если бы мы не перенесли срок и если бы мы сохранились все. Ну вот и все. 31 августа 1996 года, 18.25.

1 сентября. Это был переход. С утра мы заплатили по 2 доллара погонщикам, и они нас переправили через Шаксгам. Это правильно: с утра там очень холодная вода, и вообще там проблематично найти брод. Ну, может быть, и не очень проблематично, но надо поискать. В том месте, где нас перевозили верблюды, нам трудно было бы переправиться самостоятельно. Потом длинный-длинный подъем на перевал Аглопас, переход его и ночевка. Верблюды удивительно плохо идут. Мы ожидали, что они, такие отъевшиеся, будут пахать, а там один верблюд упал, у другого ноги дрожат или еще что-то. В общем, караван движется отнюдь не вприпрыжку.

Сегодня, 2 сентября, очень спокойный день, очень небольшой переход. От Коша до той стоянки, остается еще переход завтра до моста и от моста до Мазардалы, а там до Мазара - вот и все. Еще три дня трекинга. Мы вчера купили двух баранов по 50 долларов, и у нас резко улучшилась ситуация со жратвой в экспедиции, а то все было потихонечку уже в миноре. Все кончается у нас. Сахара нет, по-моему, уже дней пять без сладкого. Я спокойно это переживаю, не знаю как остальные. Печет солнышко. Идем полураздетые, даже одетые, но не оттого что холодно, а для того, чтобы не сгореть. А вечером обычно по ущелью поднимается вечерний ветер. Он довольно сильный, но не настолько, чтобы унести палатку. Вот, пожалуй, и все. Сегодня было 2 сентября, 18.45.

Сегодня 4 сентября, 12.35. Мы наконец-то дошли до Мазардалы. Остается либо однодневный переход, либо мы доедем на машинах, и там нас будут ждать джипы, но только 7 сентября. Это очень долго.

Мы идем классически, точно так же, как шли трекинг вперед. В этом смысле переход очень короткий, 3-3,5 часа. Может быть, для трекингеров каких-нибудь это и подходит, но для нашей экспедиции это очень короткие переходы, и мы уже в 12 часов дня достигаем следующей стоянки.