Иван Душарин

7 июля 1996 г.
Сейчас по местному времени 1 час дня. Час назад мы впервые увидели К2 - то, ради чего мы сюда шли. Мне даже трудно что-либо передать. Я не знаю, как об этом говорить, но так получилось, что мы все дошли до перевала. Я шел сзади, ребята все меня подождали на перевале, чуть ниже. И дальше мы начали спуск. Тропы явной нет, поэтому кто-то пошел левее, кто-то пошел сразу вниз, но я так наметил для себя: есть тропа, которая идет, почти не теряя высоты. С перевала вершина не видна, ее закрывает гребень, отходящий от какой-то вершинки слева. И вот двигаясь так, я чувствовал, что что-то должно произойти. Ребята все шли справа, резко теряя высоту. Я обогнул склон по скалам и увидел, что я далеко обогнал всех и чуть сзади только Олег Мешков, а горизонт все расширяется и расширяется. Я уже вижу белоснежные горы, высокие, красивые. И в какой-то момент увидел турик: площадка небольшая и турик впереди. Я понял, что это, наверное, то самое место, которого мы так ждем.

Сердце забилось, дыхание перехватило - подступило волнение необычное. При подходе и спуске к этому турику вдруг во всей красе совершенно неожиданно открывается К2! В полный рост! Это непередаваемо! Это что-то невероятное! Это что-то сказочное! Гигантская пирамида, белоснежная. Над ней и около нее облака, более низкие горы, но она резко, очень резко выделяется среди всех. Она как бы удалена, чуть-чуть скрыта, втянута в цепь гор, но от этого не становится менее величественной, она все равно превосходит все окружающее. Это зрелище описать невозможно! Какой-то восторг невероятный. Какой-то крик души! Я было заорал: "Ура! Я вижу!" Это непередаваемо. Я думаю, что сильнее волнение трудно когда-либо пережить. Когда видишь любимого, дорогого человека, когда видишь что-то невероятное, восхитительное... В данный момент я увидел то, о чем очень мечтал. И судьба нам подарила огромный подарок. Великолепная погода - и наша вершина во всей красе. Это сказочное зрелище!

Появился Олег Мешков. Он поднялся и тоже увидел. У него, по-моему, глаза под очками расширились еще больше, и он тоже как закричит: "Вершина!" Стали подходить остальные ребята. И у всех восторг. Восторг невероятный! Его трудно чем-либо описать. Даже Сережа Пензов сказал: "Я не ожидал такого. Даже плакать хочется". На самом деле такой красоты, такого величия, такого могущества не увидишь ни на какой картинке, ни на каких фотографиях, ни на каких видеопленках - это надо видеть только воочию! И счастлив тот человек, который достигает этого, доходит сюда. Уже ничего не жалко: ни тех семи дней, которые мы двигаемся, сбивая ноги, переправляясь через реки, мерзнем, ничего другого, Все это уже ничто по сравнению с тем, что нам удалось увидеть. Это грандиозное зрелище! Мой язык слишком беден, чтобы полностью передать то ощущение, которое я испытываю сейчас, глядя на эту вершину, которая потихоньку-потихоньку скрывается от нас, как бы прячась. Да, все-таки не зря мы сюда шли, не зря мы идем к ней. Она нам подарила миг счастья, и это здорово!

У меня возникла мысль опросить ребят, что они ощутили, когда впервые увидели эту грандиозную божественную вершину. Потому что нельзя оставаться равнодушным при таком зрелище. Ну и конечно, все с восторгом начали собираться, располагаться. Надо обязательно сфотографироваться на фоне этой пирамиды. Обязательно. Мало ли как сложится дальше, откуда мы ее еще будем видеть и как, а здесь она нам предоставила возможность полюбоваться ею и унести это навсегда в своей памяти. Мы все расположились на склоне, передали все фотоаппараты Володе, и он каждым фотоаппаратом запечатлел нас на этом фоне, на фоне вершины Чогори, К2, или Кодир, по-местному. Столько названий у этой божественной вершины.

Мы все расположились на покатом склоне. Я снял шапку и сказал, что перед такой вершиной надо снимать шляпу. Все, не сговариваясь, сняли свои шапки. Володя Юдин подошел чуть позже, они закрепляли нашу ячиху на склоне, он сразу лег впереди, чтобы уместиться в кадр - отступать тут некуда, склон, и он был в шляпе. Ему вежливо сказали: "Володя, шляпу надо снять". Перед такими гигантами, перед такими красотами, перед такими вершинами надо снимать шляпу - они этого заслуживают, безусловно. Мы все, конечно, многократно отсняли вершину. Я попросил Игоря Бенкина, чтобы он обязательно отснял вершину самым мощным объективом, который у него есть. Все мы стали вдруг фотографами, киношниками.

И потом начались поиски тропы. Вернее, тропа-то видна была, особенно внизу, а вот сверху как на нее выйти, непонятно: скальные сбросы. Андрей и ребята пошли вперед, траверсируя склон. Правда, я, тоже траверсируя склон, оказался намного ближе у цели, чем они. И когда мне сказали об этом, я ответил, что так и должно быть, все справедливо. Они, учитывая этот просчет, не теряя высоты, стали траверсировать. Но скальные сбросы везде, и вскоре мы поняли, что дальше идти некуда. Начали спуск Володя Юдин с Виталием и нашей ячихой. Она смело идет вниз, но куда пошли ребята она не пошла, а пошла сразу вниз. Они - за ней. Она лучше чувствует тропу. А остальные ребята в это время сориентировались, поняли, что они зашли в тупик, я крикнул им всем: "Назад! Обратно! Проход здесь!" Они повернули и подошли к сужению, к кулуару, и все скатились вниз. Наиболее оптимальное место было найдено. А дальше уже была тропа.

Ячиха не пошла туда, куда пытались завести ее Володя и Виталий. Они были вынуждены подняться с ней обратно наверх. Я подошел к кулуару, оценил и сказал, что спуск только здесь. И Саша Досаев сказал: "Не гоните ее. Дайте спокойно разобраться, она сама сейчас пойдет". И действительно, они направили ее к этому кулуару, и хотя там были небольшие скальные сбросы, она смело пошла здесь, спустилась, увлекая за собой ребят, и дальше спокойно и точно идя по тропе, еле видимой, огибая, смело бросаясь на осыпи, скатывалась с них - в общем, они еле за ней поспевали.

Я следовал за ними, все еще поглядывая на вершину, и во всех удобных местах, где она вставала в каком-то другом ракурсе, в другой глубине, фотографировал, снимал на видео. Невозможно не снимать такую красоту. Конечно, все то, что мы потом покажем, это будет красиво, наверное, интересно, здорово, но это будет тысячная доля истинной красоты, которую мы видим сейчас, которую ощущаем. Это невероятно! Ни одна фотография, ни один видеоролик не передаст, конечно, этой грандиозности и этого могущества, божественности этой вершины и всего того, что ее окружает.

Горы Каракорум гигантские по своим масштабам. Гигантские долины, широченные, где даже караван теряется, как некая движущаяся ниточка. Большие высоты, оледенение. Даже с восточной стороны очень сильно чувствуется это величие. На самом деле, горы грандиозные! Ребята все просто в восторге от этих масштабов, от этой грандиозности, от этой величественности, которая нас окружает. Потому что в Гималаях были же не все. И Гималаи другие. Каракорум - это другое. Здесь как-то больше чувствуется простор. Ущелья широкие (в Гималаях они узкие, зажаты в растительности), голые, скальные, осыпные, с широкими поймами рек, которые постоянно меняют русла, и не знаешь, где можно переправиться, где нельзя, будет вода или не будет воды. В общем, это другой район, он очень сильно отличается от Гималаев. Я думаю, что со временем он будет привлекать к себе все больше и больше любителей гор, любителей необычной природы, тех, кто ценит и понимает мир, горы, природу, нашу Землю.

В час дня по местному времени Ренат не вышел на связь, и я еще находился на склоне, поджидая, увидел, что из-за угла вышел караван. Продолжая двигаться по склону, спустились вниз, в саму долину реки, идем по долине реки. Через полчаса - еще связь. Она тоже не состоялась. И вот сейчас, в половине 4-го по пекинскому времени, половина 2-го по местному, связи нет. Но караван видно, мы опередили его примерно на километр, на два - не больше. Наш путь, наверное, существенно короче. Все задержки со съемками, с остановками компенсировали все это, и караван практически идет вровень с нами, отстает не сильно.

Сейчас подходим к реке, которая течет из ущелья. Будем смотреть, что и как, сможем ли мы пройти, переправиться, нужно ли ждать верблюдов. Монолог я пока кончаю, потому что дальнейшие события, наверное, будут обычными. Уже показались ребята. Смотрю, они уже на том берегу, значит переправа не серьезная, значит мы тоже переправимся. И вот мы переправились через речку К2 и, четко понимая направление движения к базовому лагерю, двинулись. Караван уже подошел и начал переправляться. Некоторые ребята потихоньку вроде бы начали движение вверх. И вдруг караванщики все дружно закричали: "У! У! Нет! Нет! Вниз!" Хорошо, ребята спустились вниз.

Тропа шла вдоль склона, и караван тоже пошел вдоль склона. Конечно, мы находились в широкой долине, и впереди была огромная зона растительности: кустарники, достаточно высокие, и колючка верблюжья. Сразу поняли: все, мы пришли. И точно. Пройдя минут тридцать вдоль склона, не набирая высоты, увидели зеленое место, полянку зеленую, кусты колючек. Здесь караван остановился, начал разгружаться. Я подошел, увидел, что здесь стоят две палатки. Оказалось, здесь находятся офицер связи и переводчик польско-итальянской экспедиции. Все ясно. Значит, наши офицер связи и переводчик будут жить здесь.

Я подошел к офицеру связи, стал объясняться: как же так, говорил туда пойдем? Нет, отвечает, все здесь. Это и есть то место, которое является китайским базовым лагерем, как они его называют, и дальше уже идет территория лагерей восходителей. Где они у нас будут, их, так сказать, мало интересует, поэтому именно отсюда пойдет 20 верблюдов наверх. Ну что ж, спорить здесь бесполезно, у них все это отработано. Стало понятно, что это соответствует действительности, что у нас было некоторое недопонимание с ними, поскольку они не очень ориентируются в географии, в картах: куда мы ни тыкали пальцем в карту, они со всем соглашались. А тут оказалось, что этот лагерь имеет определенное название, указанное на карте: нарисована палатка, здесь база.

Мы спокойно к этому отнеслись, начали строить бивуак. Я сразу дал команду, чтобы начинали формировать грузы. Перед ужином собрал короткое собрание, объяснил ситуацию, что должно быть 2 тонны груза, что завтра наверх пойдут 20 верблюдов. Попросил остальных помочь ребятам, которые занимаются с грузом: Мариеву, Досаеву и Мельникову. Надо определиться с ячихой: если она пойдет наверх с нами, то для нее нужна трава, об этом надо позаботиться, чтобы она не совсем исхудала. Поели и дружно принялись за работу. Каждый стал перебирать свои вещи, ненужное оставлять. Комплектовали бочки, баулы.

Вечером мы отметили (я считаю, что правильно и заслуженно) то событие, которое нас до этого больше всего волновало: мы не представляли, сможем ли мы переправиться на эту сторону, сможем ли преодолеть ту водную преграду, которая для всех экспедиций служила серьезным препятствием к подходу к вершине. И вот мы уже на пути к базовому лагерю, поэтому естественно, я дал команду, чтобы это дело немножко отметить. Люба тоже посчитала, что это заслуженное достижение - прохождение первого, очень важного, этапа экспедиции. Мы не повернули назад, а все-таки продвигаемся вперед.

И здесь не совсем понял Саша Нестеров, хотя я ему сказал, что вечером будет понемножку налито, сварил рисовый молочный суп. Мы были немножко в недоумении. Но мы сорганизовались, тут же достали какое-то мясо, лук, нарезали. И я поздравил всю экспедицию с успешным прохождением первого этапа, с тем, что все сработали на этом этапе нормально, попросил, чтобы гора нас приняла, чтобы эта божественная вершина разрешила побывать на ее склонах. Ребята дружно зааплодировали. Ужин прошел нормально. Все на таких мизерах, как Андрюха посчитал, всего по 18 граммов спирта - что это за доза? Я говорю: достаточно, мы здесь не для этого; чисто символически хватит. Ребята не успели все закончить, поэтому решили завтра пораньше встать. Офицер связи сообщил, что движение начнется в 11 часов пекинского времени.

Уже поздно вечером вдруг Ренат приоткрывает палатку и говорит о том, что он подслушал разговор, что вроде бы как носильщики не прочь подзаработать, пойти могут дальше того места, до которого идут верблюды. Я говорю, хорошо, завтра поговорим на эту тему. На этом закончился день 7 июля, считаю, очень знаменательный день для нашей экспедиции, поскольку мы увидели объект восхождения, дошли до конца основного караванного пути, не потеряли грузы, преодолели все перевалы и все трудности, которые встретились нам на пути. Мы остались пока командой, и я надеюсь, что так будет и дальше и в таком же духе.